Технологии Росатома на службе медицины

Фото: med.tomsk.ru

Сохранить здоровье и время пациентов – задачи проекта «Бережливая поликлиника»

Поход в поликлинику всегда требовал от каждого из нас много сил, времени, нервов и, как это ни парадоксально, здоровья. Бесконечные очереди (сначала у регистратуры, затем - у кабинета врача, где смешиваются в одном потоке те, кому удалось записаться на прием, с теми, кому требуется неотложная помощь и прохождение медосмотра) порождали напряжение в коридоре, высокую нагрузку на докторов.

Разделить потоки пациентов, упорядочить процесс оказания медицинских услуг помогли наработки отрасли, не связанной с медициной: в этом году в Консультативно-диагностическом центре № 1 активно применяются технологии производственной системы Росатома (ПСР).

- Летом прошлого года на совещании в администрации ЗАТО Северск поднимался вопрос об участии госкорпорации «Росатом» в системе здравоохранения города для улучшения качества оказания медицинских услуг. После этого к нам обратилась ПСР-служба Сибирского химического комбината с предложением реализовать совместный проект «Бережливая поликлиника», который сегодня называется «Создание новой модели организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь». И уже в январе 2018 года был издан приказ по ФМБА России о включении нас в этот проект, - говорит Мария Кравчук, заместитель начальника КДЦ № 1 по медицинской части .

- Задача производственной системы Росатома – оптимизировать производственные, офисные, медицинские и другие процессы для того, чтобы сделать деятельность предприятия или учреждения более эффективной, уменьшить потери, - рассказывает Руслан Габбасов, начальник отдела планирования, исследования, контроля производства АО «СХК» . – Для оптимизации процесса оказания услуг в поликлинике мы сначала, как и на производстве, обратились к заказчику, желая понять его потребности и ожидания. Заказчик - это, разумеется, сам пациент. Проведя анкетирование посетителей КДЦ, мы выяснили, что одна из главных проблем – сложности с записью к врачу. Понятно, что количество специалистов, ведущих прием, ПСР-технологии не могут увеличить, а вот сделать так, чтобы горожане меньше тратили времени и нервов для получения талона к врачу, не толпились в очередях, им под силу.

Примечательно, что атомщики оказали не только методологическую, но и финансовую помощь. На средства АО «ТВЭЛ» и АО «СХК» (порядка 5 млн. рублей только на первоначальном этапе, всего освоено с начала реализации проекта около 13,0 млн. рублей) было закуплено много необходимого оборудования, в том числе новая мини-АТС, позволившая улучшить качество связи и организовать колл-центр. Теперь принимать звонки от пациентов могут больше сотрудников.

Первым делом реорганизация коснулась входной группы. Были закуплены инфомат и электронное табло. Теперь каждый посетитель может сам выбрать на сенсорном мониторе ту или иную медицинскую услугу, занять электронную очередь в регистратуру и спокойно дожидаться вызова, сидя в зоне ожидания. А еще может сразу взять талончик в кабинет неотложной помощи, который находится на первом этаже. Тем самым снижается нагрузка на регистратуру, и заболевший человек оперативно попадает на консультацию к врачу.

На первом этаже сегодня работают два кабинета неотложной помощи вместо одного, что позволяет в течение короткого времени принять большее количество больных. Помещения отремонтированы и оснащены дополнительным оборудованием – электрокардиографами и оргтехникой. Прием ведут врачи, а не фельдшеры, как было раньше в доврачебном кабинете. Пациент здесь проходит необходимое первоначальное обследование, ему ставят диагноз, назначают лечение и на месте оформляют больничный лист (это позволяет сделать новая оргтехника).

Кроме того, сократить временные потери в течение врачебного приема позволило приобретение 24 новых компьютеров для терапевтов.

- Раньше за монитором находилась только медсестра, которая регистрировала посещение больного, оформляла бланки анализов, направления, а врач вынужден был обращаться к ней, чтобы выяснить необходимую информацию о пациенте: какие диагнозы ему ставили, вызывал ли он скорую помощь, был ли госпитализирован и так далее. Либо ему приходилось листать карточку больного. На это тратилось много времени, которое непосредственно к оказанию медицинской помощи отношения не имеет. А сейчас в кабинетах оба рабочих места компьютеризированы, больше времени можно уделить непосредственно пациенту, - говорит Мария Кравчук.

Появление отделения медицинской профилактики в отдельном блоке поликлиники стало следующим немаловажным шагом, позволившим сократить очереди у кабинетов терапевтов и других специалистов, создать больше удобств посетителям. Известно, что к профилактическим медосмотрам, к диспансеризации у определенной части населения прохладное отношение: нет времени и сил на этот длительный марафон, когда необходимо сначала записаться к разным специалистам, а потом прийти к ним на прием, сдать несколько анализов, пройти ряд обследований, отсидеть и отстоять в итоге не одну очередь.

- Теперь все стало по-другому, - говорит Анна Головачева, заведующая отделением медицинской профилактики КДЦ № 1 . – Большинство обследований проводится в одном блоке, включая забор крови и взятия мазка для раннего выявления рака шейки матки. Это очень удобно. По техническим причинам, мы не можем провести в нашем отделении только флюорографию и маммографию.

По словам Анны Борисовны, если раньше на прохождение медосмотра у северчан уходил целый месяц, то сегодня можно уложиться в неделю, с учетом того, что анализы готовы на третий день, а очередь на маммографию как раз может длиться около семи дней.

Медики считают, что отделение медицинской профилактики сегодня просто необходимо Консультативно-диагностическому центру № 1, чтобы снять нагрузку с терапевтов и других врачей.

- У нас объем диспансеризации – 14 тысяч человек в год, - говорят они. - При таком плане мы должны обследовать не меньше 60 человек в день. Кроме того, сегодня еще увеличиваются объемы за счет тех, кто проходит диспансеризацию один раз в два года.

А какое мнение о новой системе медосмотров у самих посетителей поликлиники? Во время недавней экскурсии в отделение медицинской профилактики мы пообщались с некоторыми из них.

- Диспансеризация – дело нужное, но мне сложно ходить по этажам с моим больным коленом, - призналась нам пенсионер Ирина Ивановна Иванова . – Хорошо, что теперь все кабинеты находятся в одном месте. Да, и народу, посмотрите, немного: надеюсь, что я всех врачей пройду очень быстро.

- Конечно, очень многое изменилось, - сказала нам Людмила Михайловна Макарова , тоже пенсионер. – Раньше людям приходилось долго ждать, чтобы получить талончик. Многим было проще сходить в платную клинику. А сейчас стало легче. Почти все кабинеты на одном этаже. Очередь - два-три человека. Молодцы, что так придумали! Сегодня в первый раз за много лет пришла в поликлинику, и была приятно удивлена.

Это не последние преобразования в Консультативно-диагностическом центре № 1. По словам Руслана Габбасова, в течение этого года работа будет идти по пяти направлениям.

- Один из проектов – организация забора крови, - говорит начальник отдела планирования, исследования, контроля производства АО «СХК». – Не секрет, что утром у кабинета, где идет забор крови, образуется большая очередь. Мы предложили организовать электронную запись и на эту процедуру, чтобы пациент приходил в точно назначенное время. Мало того, чтобы не было задержек, можно продумать систему сквозного прохода, когда пациент заходит в одну дверь, а выходит в другую.

Анализ обращений посетителей Консультативно-диагностического центра № 1 продолжается. Каждый может опустить листок со своим предложением в специальный ящик, расположенный в фойе первого этажа поликлиники.

По словам Марии Кравчук, у северчан уже меньше нареканий вызывает работа регистратуры, есть еще вопросы по дозвону в колл-центр в часы пик, но по-прежнему беспокоит доступность записи к специалистам, которых, увы, не хватает.

- Конечно, бережливое производство не решает проблему дефицита кадров. Оно лишь позволяет оптимизировать процесс оказания медицинских услуг, - говорит Мария Павловна. – И я думаю, нам нужно еще наработать определенный опыт, чтобы браться за более сложные задачи – доступности узких специалистов большему числу пациентов. Необходимо проанализировать, от какой работы, напрямую не связанной с оказанием медицинской помощи, можно освободить специалистов, понять, где они теряют лишнее время. Мы уже работает над этим вопросом. И еще хочется сказать огромное спасибо госкорпорации «Росатом», ТВЭЛу и Сибирскому химическому комбинату за то, что они не ограничились только методическими рекомендациями и обучением наших сотрудников, а еще оказали и материальную поддержку, необходимую для реализации проекта «Бережливая поликлиника».

 

Внимание детям

Благодаря поддержке АО «ТВЭЛ» и АО «СХК» преобразования происходят и в детской поликлинике. Как рассказала нам заведующая отделением узких специалистов Наталья Житкевич , в филиале учреждения проведен ремонт цокольного и первого этажей, в регистратуре вместо одного окна появилось два, благодаря чему очередь продвигается быстрее.

В главном здании детской поликлиники после ремонта входной группы установят два инфомата. Улучшится система информирования пациентов благодаря появлению электронного информационного табло и новых, более удобных информационных стендов. Изменения произойдут и в самой регистратуре. Будут выделены два окна для записи на прием к врачам и одно окно – справочное, а также организован колл-центр. Для удобства горожан и снижения нагрузки на регистратуру, 50 % записи к специалистам уже выкладывается в Интернет. С утра звонки для вызова врача на дом будут принимать не одна-две, а три сотрудницы.

На этажах планируется разместить детские игровые уголки, телевизоры, дополнительные диваны. Для детей с ограниченными возможностями здоровья появится новый пандус и кнопка вызова персонала, для слабовидящих установят специальные информационные таблички.

Чтобы улучшить процесс диспансеризации, Сибирский химический комбинат приобретет электрокардиограф, оборудование для кабинета офтальмолога, отоларинголога и процедурного кабинета, а также ультразвуковой сканер.

Сергей НОВОКШОНОВ, газета "Диалог"
Фото автора

  •  
    По теме
    Врачи - ГТРК Томск За полтора месяца экспедиции врачи "Плавучей поликлиники" посетили 28 отдаленных населенных пунктов Томской области и приняли 5 780 пациентов в Александровском, Каргасокском, Парабельском и Молчановском районах.
    02.07.2018
    vazhnaya info - Научно-клинический центр   Расписание педиатрических участков и график приема пациентов участковыми педиатрами Консультативно- диагностической поликлиники (для детей) МЦ №3 КДП по ул.
    29.06.2018
     
    Гордость северской медицины - Научно-клинический центр По доброй традиции, Северск ежегодно чествует 50 достойных северчан и жителей внегородских территорий ЗАТО, добившихся в течение последнего года высоких результатов в работе и общественной жизни.
    22.06.2018
    Умные, добрые и самоотверженные - Научно-клинический центр 15 июня в уютном зале Театра для детей и юношества отметили свой профессиональный праздник – День медицинского работника – сотрудники СибФНКЦ ФМБА России.
    19.06.2018
     
    В понедельник, 4 июня, с 17 до 19 часов главные врачи областных медицинских организаций проведут одновременный прием граждан в рамках регионального проекта «Открытый прием».
    06.06.2018
    В понедельник, 4 июня, с 17 до 19 часов главные врачи областных медицинских организаций проведут одновременный прием граждан в рамках регионального проекта «Открытый прием».
    04.06.2018
    Главврачи региональных больниц проведут «Открытый прием» пациентов - Врачебно-физкультурный диспансер В понедельник, 4 июня, с 17 до 19 часов главные врачи областных медицинских организаций проведут одновременный прием граждан в рамках регионального проекта «Открытый прием».
    04.06.2018
     
    Открытый прием - Врачебно-физкультурный диспансер Уважаемые пациенты! 4 июня с 17.00 до 19.00 проводится дополнительная встреча главного врача ОГАУЗ "ВФД" Пашковой Е.Н.
    04.06.2018
    В неполные 38 лет Михаил Ш. обзавелся длинным «хвостом» из девяти судимостей.
    10.07.2018 Красное знамя
    Арбузный уйк-энд в музейном саду - Томский областной краеведческий музей Мы ждем позитивных и дружественно настроенных людей на наш Опен эйр в музейном саду, которые хотят отпраздновать с нами День рождения джаз-кафе «Underground».
    15.07.2018 Томский областной краеведческий музей
    О выставке к 70-тилетию Рафаэля Асланяна в Томском областном художественном музее Многие слышали о знаменитейшем армянском художнике Мартироосе Сергеевиче Сарьяне.
    09.07.2018 Томская неделя
    «Видимо, я учитель по призванию. Всегда чувствовал, что прожил день не зря, если читал в этот день лекцию», — говорит о себе почетный работник высшей школы, ветеран ТГУ Владимир Георгиевич Иванов.
    04.07.2018 Красное знамя
    Сегодня одна из главных партий его жизненного спектакля, если говорить на языке оперы, — ария директора Томского музыкального колледжа имени Эдисона Денисова.
    02.07.2018 Красное знамя
    Image - Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту  В Агентстве спортивных новостей Андрея и Леонтия Усовых SportUs.Pro смотрите программу «В гостях у мастера».
    15.07.2018 Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту
    В Томске три раза в неделю на стадионе «Победа» будут проходить  бесплатные массовые тренировки по фитнесу, кроссфиту, стритворкауту и легкой атлетике, сообщают организаторы проекта «Здравый смысл».
    29.06.2018 Красное знамя
    Маршрут Всемирной факельной эстафеты пройдет по нашей области с 30 июня по 5 июля.
    22.06.2018 Красное знамя
    Мастер спорта международного класса, чемпион России, призер чемпионата Европы Сергей Усов завоевал победу на Кубке России по жиму лежа в Гурьевске (Кемеровская область),
    18.06.2018 Красное знамя
    О выявленных нарушениях ООО «Промпереработка» на территории Томского района - Россельхознадзор Томской области Отделом государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Томской области по согласованию с прокуратурой Томской области в отношении ООО «Промпереработка» проведена внеплановая выездная проверка по факт
    14.07.2018 Россельхознадзор Томской области